Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности обучающихся с целью решения задач гармоничного развития личности.
Воспитательная система школы создается условиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.
Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника, как носитель социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств.
Цель: создание условий для развития, самореализации личности творческой, психически и физически здоровой, гуманной, социально мобильной, востребованной в современном обществе, способной ценить себя и уважать других; воспитывать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, своё дело, своё Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей.
Исходя из цели воспитания, вытекают основные задачи:
-
Развитие самоуправления обучающихся, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
-
Содействие формированию сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
-
Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми с целью обеспечения самореализации личности;
-
Выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, спортивных секций; совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей;
-
Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;
-
Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России;
-
Развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного поведения;
-
Создание условий для участия семей обучающихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества, привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой;
-
Воспитание обучающихся в духе демократии, личного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Основные направления воспитательной работы школы
Военно-патриотическое воспитание
Гражданско-правовое воспитание учащихся
Нравственное и духовное воспитание
Воспитание положительного отношения к труду (трудовое воспитание)
Интеллектуальное воспитание (Работа с одаренными детьми)
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Здоровьесберегающее воспитание и культура безопасности
Экологическое воспитание
Воспитание семейных ценностей
Формирование коммуникативной культуры
Социокультурное и медиакультурное воспитание (Поликультурное воспитание)
Воспитательная система школы выполняет следующие функции:
-
развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
-
интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных несогласованных воспитательных воздействий;
-
регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияние на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
-
защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
-
компенсирующая, предполагающая создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
-
корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
Реализация цели и перечисленных функций воспитательной системы возможна при осуществлении педагогических условий, таких как:
Обеспечение готовности личности ребенка к самовыражению:
-
формирование позитивной Я - концепции;
-
актуализация потребностей в самоактуализации и самоутверждении;
-
обеспечение формирования умений у детей в самопознании и самовыражении, способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе.
Основное значение воспитательной системы – развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности.
Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему значений, констатирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки.
Принципы воспитательной системы
Принцип вариативности |
Право на добровольный выбор участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых в секциях, кружках, студиях |
Принцип сотрудничества |
Право ребенка выступать в качестве субъекта целеполагания, т.е. право решать проблему « с двух сторон» — и взрослыми, и детьми |
Принцип инновационный |
Право на активный инновационный поиск ребенком варианта «своего» образования и педагога дополнительного образования |
Принцип комфортности |
Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях |
Принцип программности |
Право, определяющее возможность получения детьми дополнительного образования в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов детей |
Принцип самоуправления |
Право на самоуправление школой |
Принцип заинтересованности |
Право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме |
Принцип адекватности |
Право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он может усвоить |
Принцип коммуникативности |
Право расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми |
Принцип адаптивности |
Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества |
На основе анализа современных концепций воспитания определены подходы к воспитанию.
Личностно – созидающий подход в организации воспитательного процесса: изначальная устремленность педагогического коллектива на созидание растущей личности, ее непрерывный рост.
Индивидуализация растущей личности в процессе ее социализации: предоставление ребенку права выбора форм и направлений своей деятельности, своего досуга.
Создание благоприятных условий:
-
для удовлетворения многообразных культурно – образовательных потребностей детей;
-
психического и физического оздоровления детей;
-
для удовлетворения дефицита общения детей, педагогов, родителей;
-
для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого ребенка.